ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИИ

 

 

НАСТАВЛЕНИЕ ПО МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ГРАЖДАНСКОЙ АВАИАЦИИ РОССИИ

 

(НМО ГА-95)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наставление по метеорологическому обеспечению гражданской авиации (НМО ГА-95) является основным документом, определяющим организацию метеорологического обеспечения гражданской авиации. Все документы по вопросам метеорологического обеспечения, издаваемые Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Комиссией по регулированию воздушного движения Министерства транспорта России (Росаэронавигацией), Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта России (ДВТ), а также их органами на местах, должны разрабатываться в соответствии с требованиями настоящего Наставления.

Требования Наставления являются обязательными для всех специалистов метеорологических органов Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и гражданской авиации в части, их касающейся.

В настоящее издание Наставления вошли основные нормативные положения, содержащиеся в Приложении 3 к #M12293 0 72100004 1014165815 1097272571 2589648985 2043273716 3981728547 4294967274 1014170189 2589648985Конвенции о международной гражданской авиации#S. Техническом регламенте Всемирной метеорологической организации (ВМО) и указанных в 1995 г. поправках к ним.

 

 

 

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

 

 

1.1.   Определения

 

 

АЭРОДРОМ (ВЕРТОДРОМ, ГИДРОАЭРОДРОМ). Земельный или водный участок, специально оборудованный для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.

АЭРОДРОМ ГОРНЫЙ. Аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома (КТА), а также аэродром, расположенный на высоте 1000 м и более над уровнем моря.

АЭРОДРОМ ЗАПАСНОЙ. Указанный в плане полета, выбранный перед полетом или в полете аэродром (в том числе и аэродром вылета), куда может следовать воздушное судно, если посадка на аэродроме назначения невозможна.

АЭРОДРОМ НАЗНАЧЕНИЯ. Аэродром, указанный в плане полета и в задании на полет как аэродром намеченной посадки.

АЭРОДРОМНЫЙ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ОРГАН. Расположенное на аэродроме подразделение, которое предназначено для метеорологического обеспечения полетов воздушных судов.

АЭРОПОРТ. Комплекс сооружений, предназначенный для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие сооружения и необходимое оборудование.

БРИФИНГ. Предполетный инструктаж, ознакомление с фактическими или ожидаемыми условиями погоды.

ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА (ВПП). Часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробеге после посадки воздушных судов.

ВИДИМОСТЬ. Максимальное расстояние, с которого видны и опознаются неосвещенные объекты (ориентиры) днем и световые ориентиры ночью.

ВИДИМОСТЬ ВЕРТИКАЛЬНАЯ. Максимальное расстояние от поверхности земли до уровня, с которого вертикально вниз видны объекты на земной поверхности.

ВОЗДУШНОЕ СУДНО. Летательный  аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом.

ВОЗДУШНАЯ ТРАССА, МЕСТНАЯ ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ. Коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине, предназначенный для безопасного выполнения полетов воздушными судами и обеспеченный аэродромными средствами навигации, контроля и управления воздушным движением.

ВСЕМИРНАЯ СИСТЕМА ЗОНАЛЬНЫХ ПРОГНОЗОВ (ВСЗП). Всемирная система, обеспечивающая представление в единообразной стандартизированной форме авиационных метеорологических прогнозов по маршрутам полетов всемирными и региональными центрами зональных прогнозов.

ВСЕМИРНЫЙ ЦЕНТР ЗОНАЛЬНЫХ ПРОГНОЗОВ (ВЦЗП). Метеорологический центр, предназначенный для подготовки глобальных прогнозов особых явлений погоды, ветра и температуры на высотах в цифровой и/или графической форме в глобальном масштабе и обеспечения ими региональных центров зональных прогнозов.

ВЫСОТА АБСОЛЮТНАЯ. Расстояние по вертикали от среднего уровня моря до уровня, точки или объекта, принятого за точку.

ВЫСОТА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ. Расстояние по вертикали от указанного исходного уровня до уровня, точки или объекта, принятого за точку.

ДАВЛЕНИЕ НА АЭРОДРОМЕ (QFE). Атмосферное давление в миллиметрах ртутного столба (мм.рт.ст.) или гектопаскалях (гПа) на уровне порога ВПП.

ДАВЛЕНИЕ QNH. Атмосферное давление, приведенное к. среднему уровню моря дм стандартной атмосферы.

ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ НА ВПП. Расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку покрытия ВПП или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию.

ДАННЫЕ В УЗЛАХ РЕГУЛЯРНОЙ СЕТКИ В ЦИФРОВОЙ ФОРМЕ. Обработанные на ЭВМ метеорологические данные для группы равномерно расположенных на карте точек.

ЗОНА (РАЙОН) УВД. Воздушное пространство установленных размеров, в которых орган УВД осуществляет свои функции.

ЗОНА ПРИЗЕМЛЕНИЯ. Участок ВПП за ее порогом, предназначенный для первого касания ВПП приземляющимися самолетами.

ИНФОРМАЦИЯ SIGMET. Информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ (МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ). Обсуждение с метеорологом фактических и/или ожидаемых метеорологических условий, связанных с выполнением полета; обсуждение включает ответы на вопросы.

ЛЕТНОЕ ПОЛЕ. Часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения.

МЕСТНОСТЬ ГОРНАЯ. Местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км, а также местность с превышениями над уровнем моря 2000 м и более.

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Метеорологическая сводка, анализ, прогноз и любое другое сообщение, касающееся фактических или ожидаемых метеорологических условий.

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СВОДКА. Сообщение о результатах наблюдений за метеорологическими условиями, относящихся к определенному времени и месту.

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ОРГАН. Орган, предназначенный для метеорологического обеспечения гражданской авиации.

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛНОМОЧНЫЙ ОРГАН. Полномочный орган, осуществляющий метеорологическое обеспечение гражданской авиации или организующий такое обеспечение.

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. Оценка одного или нескольких метеорологических элементов и/или явлений погоды.                                           

МИНИМУМ АЭРОДРОМА. Минимально допустимые значения дальности видимости на ВПЛ (видимости) и высоты принятия решения (высоты нижней границы облаков), при которых на данном аэродроме разрешается выполнение взлетов и посадок воздушных судов данного типа.

НАБЛЮДЕНИЕ С БОРТА ВОЗДУШНОГО СУДНА. Оценка одного или нескольких метеорологических элементов, произведенная на борту воздушного судна, находящегося в полете.

ОКТАНТ. Восьмая часть небесного свода.

ОРГАН МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО СЛЕЖЕНИЯ. Метеорологический орган, осуществляющий контроль за метеоусловиями в определенной зоне ответственности, совпадающей с границами соответствующего района полетной информации.

ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ. Общий  термин, означающий в соответствующих случаях центр Единой системы управления воздушным движением, ведомственный командный; диспетчерский или другой пункт, выполняющий в пределах своей компетенции функции планирования и координирования использования воздушного пространства, непосредственного управления полетами (воздушным движением), контроля за соблюдением порядка и использования воздушного пространства и режима полетов в установленных для них зонах и районах.

ПОЛЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ (МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ). Заполненные от руки или напечатанные документы, в том числе карты или бланки, которые содержат метеорологическую информацию для полета.

ПОЛЕТ ПО ПРИБОРАМ. Полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем полностью или частично по пилотажным и навигационным приборам.

ПОЛЕТ ВИЗУАЛЬНЫЙ. Полет, выполняемый в условиях, когда местонахождение воздушного судна определяется по естественному горизонту и земным ориентирам.

ПОРОГ ВПП. Начало участка ВПП, который может использоваться для посадки воздушных судов.

ПРЕВЫШЕНИЕ. Расстояние по Вертикали от среднего уровня моря до точки или уровня земной поверхности или связанного с ней объекта.

ПРОГНОЗ (ПОГОДЫ). Описание метеорологических условий, ожидаемых в определенное время или период времени в определенной зоне или части воздушного пространства.

ПРОГНОЗ   ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ.    Прогноз, составленный при отсутствии исходной метеорологической информации.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА. Графическое изображение на карте прогноза определенного метеорологического элемента (элементов), явления (явлений) на определенный момент или период времени для определенной поверхности или части воздушного пространства.

ПУНКТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДОНЕСЕНИЙ. Географическая точка на воздушной трассе, о пролете которой экипаж воздушного судна обязан сообщить органу УВД.

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА VOLMET. Регулярная радиовещательная передача метеорологической информации для воздушных судов, находящихся в полете.

РАЙОН АЭРОДРОМА. Воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗОНАЛЬНЫХ ПРОГНОЗОВ (РЦЗП). Метеорологический центр, предназначенный для подготовки и распространения зональных прогнозов, необходимых для полетов, начинающихся на аэродромах в районе обслуживания, посредством карт особых явлений погоды, ветра и температуры или открытого текста.

СЛУЖБА   АВТОМАТИЧЕСКОЙ    ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА (ATIS). Предоставление круглосуточно или в определенное время суток текущей установленной информации для прибывающих и вылетающих воздушных судов в виде непрерывных повторяющихся радиопередач.

СТАНДАРТНАЯ ИЗОБАРИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ. Изобарическая поверхность, используемая для графического представления и анализа атмосферных условий.

ТРОПИЧЕСКИЙ ЦИКЛОН. Общий термин для обозначения не фронтального циклона синоптического масштаба, зарождающегося в океане тропической или субтропической зоны с выраженной конвективной и развитой циклонической циркуляцией приземного ветра.

ЭКСПЛУАТАНТ. Лицо, организация, предприятие, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области.

ЭШЕЛОН ПОЛЕТА. Установленная высота полета воздушного судна относительно изобарической поверхности, соответствующей стандартному давлению 1013,2 гПа (760 мм.рт.ст.).

 

1.2.      Принятые сокращения

 

АДП - аэродромный диспетчерский пункт

АМСГ - авиационная метеорологическая станция (гражданская)

АМЦ - авиационный метеорологический центр

АСПД - автоматизированная система передачи данных Росгидромета

АС УВД - автоматизированная система Управления воздушным движением

АХР - авиационные химические работы

БПРМ - ближний приводной радиомаркер

ВМДП - вспомогательный местный диспетчерский пункт

ВМО - Всемирная Метеорологическая Организация

ВПП - взлетно-посадочная полоса

ВСЗП - Всемирная система зональных прогнозов

ВЦЗП - Всемирный центр зональных прогнозов

ГА - гражданская авиация

ГАМЦ - Главный авиаметеорологический центр

ГМС - гидрометеорологическая станция

ДПК - диспетчерский пункт круга

ДПП - диспетчерский пункт подхода

ДПР - диспетчерский пункт руления

ДПСП - диспетчерский пункт системы посадки

ЕС УВД - единая система Управления воздушным движением

ЗАМЦ - зональный авиационный метеорологический центр

ЗЦ ЕС УВД - зональный центр ЕС УВД

ИКАО - Международная организация гражданской авиации (от англ. International Civil Aviation Organization)

КДП - командно-диспетчерский пункт

КДП МВЛ - командно-диспетчерский пункт местных воздушных линий

КТА - контрольная точка аэродрома

МБП - морская буровая платформа

МВЛ - местная воздушная линия

МДП - местный диспетчерский пункт

МРЛ - метеорологический радиолокатор

МСВ - международное скоординированное время (UTC)

НАМС - Наставление по метеорологической службе авиации Вооруженных Сил

ОВИ - огни высокой интенсивности

ОВЧ - очень высокая частота (метровые волны)

ОГ - оперативная группа

ОМИ - огни малой интенсивности

ОПН - основной пункт наблюдений

ПВП - правила визуальных полетов

ПДП - пункт диспетчера посадки

ПДСП - производственно-диспетчерская служба предприятия

ПДС УВТ - производственно-диспетчерская служба управления воздушного транспорта

ПО ГА - производственное объединение гражданской авиации

ППП - правила полетов по приборам

ВРЦ ЕС УВД - вспомогательный районный центр ЕС УВД

РЦЗП - региональный центр зональных прогнозов

СДП - стартовый диспетчерский пункт

СОАС - система обмена авиационными сведениями в Восточной Европе

УВД - Управление воздушным движением

РУВТ - Региональное управление воздушного транспорта

УГМС - Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

ЦПДУ ГА - Центр производственно-диспетчерских услуг гражданской авиации

ЭРТОС - эксплуатация радиотехнического оборудования и связи

AFTN - сеть авиационной фиксированной электросвязи (от англ. Aeronautical Fixed Telecommunication Network)

AIREP - донесение с борта воздушного судна по форме, предписанной ИКАО (от англ. airreport)

AIRMET - выпускаемая метеорологическим органом (АМСГ) информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных условий погоды по маршруту (району) полета, которые могут повлиять на безопасность

ATIS - служба автоматической передачи информации в районе аэродрома (от англ. Automatic terminal information service)

GAMET - зональный прогноз - прогноз для полетов на малых высотах, составляемый открытым текстом с сокращениями применительно к территории районного центра УВД метеорологическим органом (АМЦ, АМСГ) и передаваемый метеорологическим органом соседних РЦ УВД по соглашению

METAR - регулярное сообщение о погоде для авиации (кодовая форма)

MOTNE - сеть метеорологической оперативной электросвязи в Европе (от англ. Meteorological Operational Telecommunication Network in Europe)

SPECI - выборочное специальное сообщение о погоде для авиации (кодовая форма)

ТАF - прогноз погоды по аэродрому (кодовая форма)

VOLMET - метеорологическая информация для воздушных судов, находящихся в полете.

 

 

Глава 2. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 

 

2.1. Основные положения

 

2.1.1. Целью метеорологического обслуживания гражданской авиации является обеспечение безопасности, регулярности и эффективности полетов путем предоставления экипажам воздушных судов, органам управления воздушным движением и другим органам, связанным с планированием и обеспечением полетов, метеорологической информации, необходимой для выполнения их функций.

2.1.2. Метеорологическая информация предназначенная для авиационных потребителей, должна быть своевременной, максимально краткой и легко интерпретируемой.

2.1.3. Оперативно-производственные метеоподразделения несут ответственность за полноту, качество и своевременность метеорологического обеспечения ГА.

2.1.4. Объем и порядок обеспечения потребителей метеоинформацией на каждом конкретном аэродроме определяется "Инструкцией по метеообеспечению полетов" на данном аэродроме.

 

2.2. Уведомления, требуемые от гражданской авиации

 

2.2.1. Эксплуатант заблаговременно уведомляет ГАМЦ, АМЦ, АМСГ о необходимости изменения характера метеорологического обеспечения в следующих случаях:

а) если планируется открытие новых международных или внутренних маршрутов или выполнение новых видов полетов;

б) если в расписание регулярных рейсов вносятся изменения Длительного характера;

в) если планируются другие изменения, влияющие на характер метеорологического обеспечения.

2.2.2. Авиапредприятия заблаговременно предоставляют соответствующим аэродромным метеорологическим органам информацию о расписании полетов, уведомляют о планируемых авиационных работах, рейсах вне расписания, а также о переносах и отменах рейсов.

 

2.3. Метеорологическое обеспечение полетов на аэродромах совместного базирования и совместного использования

 

2.3.1. Метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов на аэродромах совместного базирования и совместного использования осуществляется в соответствии с требованиями #M12293 0 37902017 1940889366 2205819337 3704864250 381020779 3703975013 1280084117 4294967274 655251573Положения о порядке использования аэродромов России#S, НМО ГА  и НАМС.                                       

2.3.2. При наличии на одном аэродроме метеорологических  органов Росгидромета и Вооруженных Сил России начальники указанных органов и предприятия ГА совместно разрабатывают порядок взаимодействия, в котором отражаются вопросы согласования результатов наблюдений и прогнозов погоды, эксплуатации и ремонта технических средств, совместного использования средств связи для получения метеорологической информации и т.д.

2.3.3. Метеорологические органы указанных ведомств следует размещать в непосредственной близости друг от друга. В иных случаях между ними должны быть установлены прямые речевые каналы.

2.3.4. Непосредственное метеорологическое обеспечение экипажей воздушных судов на аэродромах совместного базирования осуществляется метеорологическими органами по их ведомственной принадлежности. При наличии на аэродроме метеорологического органа одного ведомства обеспечение полетов осуществляется этим органом независимо от ведомственной принадлежности воздушных судов.

2.3.5. Метеорологическое обеспечение экипажей воздушных  судов гражданской авиации на аэродромах совместного использования, принадлежащих Министерству обороны России, осуществляется метеорологическими органами этого Министерства, находящимися на данных аэродромах.

 

Глава 3. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ И ИХ ФУНКЦИИ

 

3.1. Общие положения

 

3.1.1. Непосредственное метеорологическое обеспечение гражданской авиации осуществляется аэродромными метеорологическими органами, ответственными за предоставление авиационным потребителям сводок погоды, прогнозов, данных аэрологических и радиолокационных наблюдений, спутниковых и других данных в объемах, согласованных с потребителями.

3.1.2. К аэродромным метеорологическим органам относятся авиаметеорологические центры (АМЦ), авиаметеорологические станции с синоптической частью (АМСГ I, II и III разрядов),  авиаметеорологические станции без синоптической части (АМСГ IY  разряда) и оперативные группы (ОГ).

3.1.3. При выполнении своих функций аэродромные метеорологические органы используют информацию, получаемую от других метеорологических органов, включая авиационные прогностические карты погоды зональных авиаметеорологических центров (ЗАМЦ), Главного авиаметеорологического центра(ГАМЦ), Регионального центра зональных прогнозов(РЦЗП) Москва, а также данные зарубежных метеорологических органов и банков оперативных метеорологических данных.

3.1.4. Дежурная смена аэродромного метеорологического органа подчиняется в оперативном отношении руководителю полетов (старшему смены службы УВД).

 

3.2. Функции метеорологических органов

3.2.1. РЦЗП Москва функционирует в рамках ВСЗП и в соответствии с требованиями ВМО/ИКАО обеспечивает:

а) прием глобальных цифровых данных в узлах регулярной сетки от ВЦЗП Лондон, их обработку, хранение и, при необходимости, передачу потребителям для использования в автоматизированных системах штурманских расчетов или в иных целях;

б) подготовку карт прогноза ветра и температуры на высотах для уровней 500,400,300,250,200 гПа и карт особых явлений погоды для слоев 700-400 и 400-150 гПа с данными о максимальном ветре высоте тропопаузы;

в) передачу подготовленных карт потребителям по наземным и радиофаксимильным каналам;

г) выпуск коррективов к прогнозам ветра и температуры на высотах и прогнозам особых явлений погоды открытым текстом.

3.2.2. АМЦ и АМСГ с синоптической частью выполняют следующие функции:                                    

а) проводят постоянные наблюдения за метеорологическими условиями на аэродроме;

б) составляют прогнозы погоды и предупреждения по аэродрому, маршрутам и районам полетов, а также по приписным аэродромам;

в) обеспечивают проведение консультаций и предоставление полетной документации экипажам воздушных судов и другим авиационным потребителям, связанным с производством полетов;

г) обмениваются метеорологической информацией с другими метеорологическими органами;

д) обучают и инструктируют авиационный персонал, привлеченный к производству метеорологических наблюдений на аэродромах МВЛ и посадочных площадках:                  

е) осуществляют техническое обслуживание метеорологических приборов, используемых авиационным персоналом, и организуют их ремонт и установку;      

ж) контролируют информационную работу закрепленных оперативных сетевых подразделений, привлеченных к подаче метеорологической информации для гражданской авиации;

з) изучают климатические условия обслуживаемого района полетов, обеспечивают составление климатических описаний и разделов "Метеорологическое обеспечение" для инструкций по производству полетов на аэродромах;                        

и) обеспечивают органы УВД информацией о вулканической деятельности, предшествующей извержению, вулканическом извержении или облаке вулканического пепла.

3.2.3. ГАМЦ и ЗАМЦ помимо функций, указанных в п.3.2.2., обеспечивают выпуск авиационных прогностических карт  погоды.

3.2.4. Метеорологические органы, указанные в п.п.3.2.2. и 3.2.3. и ответственные за обеспечение районных центров Единой системы управления воздушным движением (РЦ ЕС УВД), дополнительно осуществляют:

а) слежение за метеорологическими условиями, влияющими на выполнение полетов, в районе ответственности РЦ ЕС УВД;

б) выпуск предупреждений по воздушным трассам, проходящим через район ответственности;

в) выпуск информации SIGMET и AIRMET;

г) выпуск Информации для ATIS и VOLMET.

3.2.5. АМСГ без синоптической части выполняют следующие функции:

а) проводят наблюдения за метеорологическими условиями на аэродроме и обеспечивают передачу результатов наблюдений авиационным потребителям;

б) обеспечивают авиационных потребителей сводками погоды, прогнозами и предупреждениями по аэродромам и маршрутам (районам) полетов, получаемыми от других метеорологических органов.

3.2.6. Функции ОГ определяются по согласованию между управлениями по гидрометеорологии и предприятиями ГА.

 

ГЛАВА 4. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ  И СВОДКИ

 

4.1. Общие требования к организации  метеорологических наблюдений

4.1.1. Аэродромные  метеорологические  органы обеспечивают производство регулярных, специальных и других наблюдений за состоянием погоды на аэродроме.

4.1.2. На аэродромах и посадочных площадках, где нет метеорологических органов, наблюдения за погодой обеспечивают специалисты гражданской авиации, прошедшие подготовку и получившие допуск к производству наблюдений и эксплуатации метеооборудования. Если вблизи таких аэропортов имеются ГМС, они, по согласованию между авиапредприятиями и управлениями по гидрометеорологии, могут привлекаться к передаче в адрес аэропортов сводок, которые используются в соответствии с Инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме.

4.1.3. Наблюдения для обеспечения полетов вертолетов на морских судах и морских буровых платформах проводят специалисты соответствующих министерств и ведомств, прошедшие необходимую подготовку.

4.1.4. Наблюдения должны производиться на пунктах, расположенных и оборудованных таким образом, чтобы обеспечивать представление данных, характерных для участков летного поля, где требуется проводить наблюдения. При этом с места визуальных наблюдений за видимостью и явлениями погоды должен обеспечиваться достаточный обзор летного поля. Состав и размещение метеорологических приборов и оборудования должны соответствовать требованиям Норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов (#M12293 0 37902332 1839791606 1575328632 2697443001 2483551668 2138111772 2307404256 1729100952 24577НГЭА#S).

4.1.5. По мере возможности показания метеорологических датчиков, установленных в разных местах летного поля, выводятся на основной пункт наблюдений (ОПН).

4.1.6. В тех случаях, когда для измерения метеорологических элементов и распространения информации используется комплексная автоматизированная система, должна обеспечиваться возможность ручного ввода данных наблюдений.

4.1.7. В связи с изменчивостью метеорологических элементов в пространстве и во времени, а также ввиду несовершенства методики наблюдения и определения некоторых элементов, получатель сводки рассматривает конкретное значение любого указанного в сводке элемента только как максимально приближенное к действительным условиям, имевшим место в момент наблюдений.

4.2. Регулярные наблюдения и сводки

4.2.1. Регулярные наблюдения на аэродромах ведутся круглосуточно в период полетов через 30 мин (в сроки 00 и 30 мин каждого часа), при отсутствии полетов - через 1 час (в 00 каждого часа), а также в соответствии с указанием органа УВД.

4.2.2. В аэропортах с некруглосуточной работой наблюдения производятся только в период полетов. Наблюдения должны начинаться за 2 часа до начала полетов и производиться в течение всего периода полетов, включая время, когда аэродром является запасным.

4.2.3. Сообщения о результатах регулярных наблюдений выпускаются в виде регулярных сводок для передачи открытым текстом для использования местными потребителями, а также для распространения за пределами аэродрома в кодовой форме METAR.

4.2.4. Регулярные сводки, предназначенные для передачи на диспетчерские пункты УВД, сообщаются открытым текстом с принятыми сокращениями в терминологии кода METAR, а в орган, обеспечивающий формирование текста ATIS и VOLMET, в коде МЕТАР.

4.2.5. В случаях, когда для взлета или посадки воздушного судна необходима самая последняя метеорологическая информация, она обеспечивается аэродромным метеорологическим органом по запросу экипажа ВС через диспетчера УВД.

4.2.6. При наличии на пунктах УВД табло/дисплеев систем измерения и регистрации метеорологических элементов их показания используются диспетчерами для передачи данных на борт воздушных судов перед взлетом или посадкой.

 

4.3. Специальные наблюдения и сводки

4.3.1. Специальные наблюдения проводятся в соответствии с перечнем критериев об ухудшении или улучшении условий погоды, составленным аэродромным метеорологическим органом на основе консультаций с соответствующим органом УВД, эксплуатантами и другими заинтересованными сторонами.

Перечень включает следующее:

а) величины, которые наиболее близко соответствуют эксплуатационным минимумам эксплуатантов, использующих данный аэродром;

б) величины, которые удовлетворяют другим местным требованиям органов УВД и эксплуатантов;

в) повышение температуры воздуха на 2 градуса или более по сравнению с указанной в последней сводке или альтернативное значение; согласованное между аэродромным метеорологическим органом, органом УВД и заинтересованными эксплуатантами;

г) имеющуюся дополнительную информацию, касающуюся возникновения в зонах захода на посадку и взлета особых метеоусловий, указанных в п.5.1.;

д) величины, которые являются критериями для составления выборочных специальных сводок (п.4.4.1.).

Сводки о результатах специальных наблюдений составляются в последовательности предусмотренной кодом SPECI и выпускаются сразу же при возникновении определенных условий  для использования на аэродроме составления сводки.

 

4.4. Выборочные специальные сводки.

4.4.1. Данные специальных наблюдений следует также оформлять в виде выборочных специальных сводок (СПЕСИ) для распространения за пределами аэродрома составления сводки в тех случаях, когда имеющие место изменения отвечают следующим критериям:

а) изменение ветра превышает важные в эксплуатационном отношении значения, которые:

- потребуют смены используемой ВПП;

- свидетельствуют о том, что изменения попутного и бокового компонентов на ВПП превысили значения, являющиеся основными эксплуатационными пределами для типичных воздушных судов, выполняющих полеты на данном аэродроме;

- свидетельствуют о том, что направление приземного ветра изменилось с переменного на среднее направление или со среднего на переменное.

ПРИМЕЧАНИЕ:

а) Предельные величины должны устанавливаться полномочным метеорологическим органом в консультации с соответствующим полномочным органом УВД и заинтересованными эксплуатантами;

б) видимость достигает или превышает:

- 1500м или 3000м;

- 5000м в случае выполнения значительного числа полетов по правилам визуальных полетов;

в) дальность видимости на ВПП достигает или превышает 150, 350, 600 или 800м;

г) в случае начала, прекращения или изменения интенсивности любого из следующих явлений:

- замерзающие (переохлажденные) осадки;

- замерзающий туман;

-умеренные (видимость 1-2 км) или сильные (видимость менее 1 км) осадки (включая ливни);

- пыльный, песчаный или снежный поземок;

- пыльная низовая метель, песчаная низовая метель или общая метель;

- пыльная буря;

- песчаная буря;

- гроза (с осадками или без осадков);

- шквал;

- воронкообразное облако (торнадо или смерч);

д) высота нижней границы нижнего слоя облаков протяженностью BKN или OVC достигает или превышает:

- 30, 60, 150 или 300м;

- 450 м в случае выполнения значительного числа полетов по правилам визуальных полетов:             

е) количество облаков в слое ниже 450м изменяется:

- от SKC, FEW или SCT до BKN или OVC;

- от BKN или OVC до SKC, FEW или SCT;

- открытие\закрытие гор, сопок, других высоких препятствий;

ж) небо затеняется (затуманивается, задымляется) и вертикальная види… Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz