4.15. Радиолокационные наблюдения
4.15.1. На аэродромах, оборудованных метеорологическими радиолокаторами (МРЛ), проводятся наблюдения за пространственным распределением облачных образований, зон осадков, их перемещением и эволюцией.
4.15.2. В период полетов наблюдения с помощью МРЛ проводятся ежечасно, в остальное время - через три часа. При обнаружении в районе аэродрома очагов с грозоопасными кучево-дождевыми облаками или интенсивными ливневыми осадками, шквалами, наблюдения в радиусе 100 км проводятся через 30 мин в режиме "Шторм".
4.15.3. Результаты ежечасных наблюдений оформляются в виде карт радиолокационной обстановки, а положение очагов уточняется по результатам наблюдений, проводимых между ежечасными сроками. Указанная информация передается дежурному синоптику, а также диспетчерам УВД в соответствии с требованиями, изложенными в главе 10. Информация о положении грозовых очагов может передаваться также по прямым речевым каналам или телефону.
ПРИМЕЧАНИЕ. Обработка и интерпретация данных радиолокационных наблюдении производился в соответствии с "Руководством по производству наблюдений и применению информации с МРЛ".
4.15.4. При наличии очагов в радиусе 100 км от аэродрома информация о их положении включается в передачи ATIS или радиовещательные ОВЧ-передачи, не относящиеся к типу VOLMET. В указанную информацию включаются следующие сведения:
а) характер очага;
б) местоположение центра очага относительно контрольной точки аэродрома (КТА): азимут и удаление;
в) направление перемещения очага в румбах и скорость в км/ч.
ПРИМЕЧАНИЕ. При наличии нескольких очагов с разрывами между ними менее 50км, диаметре одиночного очага более 20 км или угловых размерах более 10 градусов указывается граница зоны очага(очагов) путем передачи данных об азимутах(по часовой стрелке) и расстояниях по точкам, выбранным вдоль границы очага или зоны очагов.
4.15.5. На аэродромах, не оборудованных МРЛ, для получения метеорологической радиолокационной информации используются:
а) выносные индикаторы аэродромных радиолокаторов, устанавливаемые в помещении аэродромного метеорологического органа;
б) МРЛ, используемые другими метеорологическими органами на удалении до 50 км от аэродрома.
4.15.6. Если в зоне обзора МРЛ не наблюдается отражений от мощной кучевой и кучево-дождевой облачности и синоптическая обстановка исключает возможность ее образования, наблюдения по МРЛ проводятся в период полетов в сроки, определяемые начальником АМСГ.
4.15.7. Использование автоматизированных систем приема и обработки радиолокационных данных определяется специальными инструкциями и утверждается аэродромными метеорологическими органами и органами УВД.
4.15.8. На аэродромах, оборудованных автоматизированными метеорологическими радиолокационными комплексами (АМРК), наблюдения проводятся в соответствии с Руководством по производству наблюдений на автоматизированном метеорологическом радиолокационном комплексе "РД 52.04.000.92". Порядок работы и выдача очагов опасных явлений не меняется.
4.16. Наблюдения за ветром на высотах
4.16.1. Наблюдения за ветром на высотах с помощью шаров-пилотов проводятся аэродромными метеорологическими органами в период полетов через каждые 3 ч, а также в другие сроки при необходимости. По данным наблюдений определяется направление и скорость ветра на высоте 100 м и на уровне аэродромного круга(ов) полетов.
ПРИМЕЧАНИЕ: Вместо данных шаропилотных наблюдений, проводимых на аэродроме могут использоваться данные аэрологических станций и других метеорологических органов, расположенных в радиусе до 10 км от аэродрома, а также данные о ветре, получаемые с борта воздушных судов.
4.16.2. Шаропилотные наблюдения не проводятся при одном или нескольких из указанных ниже условий:
а) облачность или вертикальная видимость ниже 150 м;
б) скорость ветра у поверхности земли более 15 м/с;
в) температура воздуха ниже -30°С или выше +40°С ;
г) наблюдаются осадки в жидкой или смешанной фазах, исключающие возможность использования оптического теодолита;
д) при грозе над аэродромом.
4.16.3. Выпуск шаров-пилотов на аэродроме производится по согласованию с органом УВД.
4.16.4. При невозможности определения характеристик ветра на высоте круга инструментальным способом:
а) используются данные бортовых измерительных систем;
б) аэродромные метеорологические органы с синоптической частью обеспечивают предоставление прогностических данных.
4.16.5. Использование дополнительных датчиков ветра, устанавливаемых на аэродромных зданиях и сооружениях для оценки сдвига ветра, производится в соответствии со специальной инструкцией.
Глава 5. НАБЛЮДЕНИЯ И ДОНЕСЕНИЯ С БОРТА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
5.1. Общие положения
5.1.1. Метеорологические наблюдения, проводимые с борта воздушных судов, используются для получения информации об условиях погоды над районами, недостаточно освещенными обычными наземными метеонаблюдениями, а также для получения информации о наличии сильной турбулентности, обледенения, сдвига ветра и других явлений, которые могут оказать неблагоприятное влияние на безопасность полетов воздушных судов.
5.1.2. Метеорологические органы по данным наблюдений с борта воздушных судов (в комплексе с информацией, получаемой из других источников) обеспечивают слежение за изменениями метеорологической обстановки и составление коррективов к прогнозам и предупреждений по маршрутам и районам полетов.
5.1.3. Наблюдения с борта воздушных судов подразделяются на следующие виды:
а) наблюдения на этапе набора высоты снижения;
б) наблюдения при полете по воздушной трассе или району выполнения авиационных работ;
в) специальные и другие нерегулярные наблюдения с борта;
г) наблюдения по форме AIREP при выполнении международных полетов.
5.2. Наблюдают во время набора высоты при взлете и снижения при заходе на посадку
5.2.1. Экипажи воздушных судов во время набора высоты (снижения) сообщают данные о высоте нижней и верхней границы облаков, наличии обледеневая, турбулентности, сдвига ветра, а также ветре на 100 м и высоте круга. Указанные сведения передаются диспетчеру при наборе высоты после достижения безопасной высоты или во время снижения.
5.2.2. В тех случаях, когда аэродромным метеорологическим органом выпущено предупреждение о сдвиге ветра в зонах набора высоты или захода на посадку, который фактически не наблюдается, экипаж воздушного судна сообщает об этом диспетчеру УВД по возможности в кратчайший срок.
5.3. Наблюдения при полете по воздушной трассе или в районе выполнения авиационных работ
5.3.1. Указанные наблюдения проводятся во всех случаях, когда имеют место сильная турбулентность, обледенение или другие условия (явления), которые по мнению командира воздушного судна могут влиять на безопасность полетов других воздушных судов. Информация о наличии указанных условий и явлений передается сразу после их обнаружения.
5.3.2. Для определения возможности полетов по ПВП при сложной метеорологической обстановке по решению руководителя предприятия ГА производится разведка погоды. К полетам на разведку погоды могут привлекаться синоптики аэродромного метеорологического органа, оформленные в установленном порядке.
5.4. Специальные наблюдения и другие нерегулярные наблюдения
5.4.1. Наблюдения проводятся в случаях, когда аэродромный метеорологический орган, обеспечивающий Полеты в районе УВД, через который следует воздушное судно, запрашивает определенные данные.
5.5. Наблюдения с борта воздушных судов по форме AIREP
5.5.1. Порядок проведения наблюдений при выполнении международных полетов по форме AIREP с борта воздушных судов, регистрации данных наблюдений, их передачи с борта воздушных судов и дальнейшего распространения определен специальной Инструкцией.
5.6. Регистрация данных бортовых наблюдений
5.6.1. Данные наблюдения с борта воздушного судна, кроме тех, которые указаны в разд.5.5., регистрируются на специальном бланке "Бортовая погода", если экипаж воздушного судна был обеспечен таким бланком перед вылетом.
5.6.2. Сообщения с борта воздушных судов, получаемые аэродромным метеорологическим органом через орган УВД, регистрируются в специальном журнале.
5.7. Послеполетное сообщение
5.7.1. По прибытии воздушного судна на аэродром заполненный бланк "Бортовая погода" (или в форме AIREP в случае международного полета) передается экипажем аэродромному метеорологическому органу.
5.7.2. Командир воздушного судна или один из членов летного экипажа представляет устную информацию о метеорологических условиях, наблюдавшихся во время полета, которая регистрируется метеорологом в специальном журнале.
5.8. Обмен донесениями с борта воздушных судов между метеорологическими органами
5.8.1. Аэродромный метеорологический орган, получивший от диспетчера УВД донесение с борта воздушного судна, следующего о воздушной трассе, направляет его:
а) ГАМЦ, ЗАМЦ, ответственному за подготовку авиационных прогностических карт погоды по региону, к которому относится орган, передающий донесение;
б) РЦЗП Москва;
в) другим метеорологическим органам, обеспечивающим смежные РЦ ЕС УВД.
ПРИМЕЧАНИЕ. Требования п.5.8.1., не относятся к донесениям, получаемым от воздушных судов, выполняющих полеты по ПВП, а также к донесениям, содержащим результаты наблюдений во время набора высоты или захода на посадку.
5.8.2. Метеорологический орган приписного аэродрома передает получаемые с борта воздушных судов донесения метеорологическому органу базового аэродрома. Донесения, содержащие информацию, указанную в п.5.3.1., передаются немедленно.
ГЛАВА 6. ПРОГНОЗЫ ПОГОДЫ
6.1. Интерпретация и использование прогнозов погоды
6.1.1. В связи с изменчивостью метеорологических элементов во времени и пространстве, а также ввиду несовершенства методики прогнозирования и определения некоторых элементов погоды, пользователям авиационных прогнозов погоды следует рассматривать конкретное значение любого указанного в прогнозе элемента погоды как наиболее вероятную величину, которую данный элемент может иметь в течение периода действия прогноза. Точно также, когда в прогнозе указывается время возникновения какого-либо явления или изменения элемента погоды, оно рассматривается как наиболее вероятное время.
6.1.2. Выпуск метеорологическим органом нового регулярного (последующего) прогноза погоды по аэродрому иди корректива к нему означает, что ранее действующий однотипный прогноз и на тот же период времени (или часть eго) автоматически аннулируется.
6.2. Прогнозы погоды по аэродрому
6.2.1. Прогнозы погоды по аэродрому составляются аэродромным метеорологическим органом и состоят из краткого сообщения об ожидаемых метеорологических условиях на аэродроме в течение определенного периода времени. Прогноз содержит сведения о приземном ветре, видимости, явлениях погоды и облачности, а также об ожидаемых существенных изменениях одного или нескольких из этих элементов в течении данного периода времени.
6.2.2. Длина текста прогноза и количества в нем групп изменений сводится к минимуму.
6.2.3. В прогнозы по аэродрому включаются дополнительные элементы погоды по согласованию между метеорологическим органом и эксплуатантом данного аэродрома.
6.2.4. Метеорологические органы, составляющие прогнозы по аэродрому, осуществляют постоянный контроль за прогнозами и вносят в них, по мере необходимости, соответствующие коррективы.
6.2.5. Необходимость внесения коррективов в прогнозы, а также включение групп изменений, определяется следующими критериями:
а) ожидается, что:
- изменения приземного ветра превысят важные в эксплуатационном отношении значения и потребуют смены используемой ВПП;
- изменения попутного и бокового компонентов на ВПП превысят значения, которые являются эксплуатационными пределами для воздушных судов, выполняющих полеты на данном аэродроме;
- направление приземного ветра изменится с переменного на среднее направление или со среднего направления на переменное;
б) в соответствии с прогнозом видимость достигнет или превысит:
- 150.350.60е. 800.1500 м иди 3000 ml
- 5000 м - в случае выполнения значительного числа полетов по правилам визуальных полетов;
в) прогнозируется начало или прекращение, или изменение интенсивности любого из следующих явлений погоды или их сочетаний:
- замерзающие (переохлажденные) осадки (гололед);
- умеренные (видимость 1-2 км) или сильные (видимость менее 1000м) осадки (включая ливни);
- пыльный, песчаный или снежный поземок;
- пыльная низовая метель, песчаная метель иди общая метель (включая метель);
- пыльная буря;
- песчаная буря;
- гроза (с осадками или без осадков);
- шквал;
- воронкообразное облако (торнадо или смерч);
- прочие явления погоды, указанные в пункте 4.9.1., если ожидается, что они приведут к значительному изменению видимости;
г) ожидается, что высота нижней границы нижнего слоя или массива облаков, типа BKN или OVC, достигнет или превысит:
- 30, 60, 150 или 300 м; или
- 450 м - в случае выполнения значительного числа полетов по правилам визуальных полетов;
д) в соответствии с прогнозом количество октантов слоя или массива облаков ниже 450 м изменится:
- от SCT (3-4 окт), FEW (1-2 окт) или SKC (ясно) до BKN (5-7 окт) или OVC (8 окт), или
- от BKN или OVC до SCT, FEW или SKC;
е) прогнозируется развитие или рассеивание кучево-дождевых облаков;
ж) в соответствии с прогнозом вертикальная видимость достигнет или превысит 30,60,150 или 300 м.
з) любые другие критерии, основанные на эксплуатационных минимумах данного аэродрома и согласованные между полномочным метеорологическим органом и заинтересованными эксплуатантами (п. 6.2.3).
6.2.6. Прогнозы составляются на период действия 9 или 12 ч. При необходимости, по согласованию между управлениями по гидрометеорологии и эксплуатантом, дополнительно составляются прогнозы на 6, 18 или 24 ч.
6.2.7. Прогнозы с периодом действа 6-12 ч составляются каждый 3 ч; с периодом действия 18 ч и более - каждые 6 ч. Прогнозы выпускаются с заблаговременностью не менее 1ч до начала времени их действия.
6.2.8. В аэропортах с некруглосуточной работой начало периода действия первого прогноза по аэродрому может отклоняться от стандартного, а заблаговременность выпуска может составлять менее 1ч до начала действия. Продолжительность периода действия прогноза может быть больше или меньше 9 (6) ч.
6.2.9. Прогнозы погоды по приписным аэродромам при отсутствии или непоступлении данных о фактической погоде составляются как ориентировочные.
6.2.10. Прогнозы по аэродрому и коррективы к ним составляются в формате кода ТАF или открытым текстом с принятыми сокращениями.
Пример прогноза по аэродрому кодом TAF
TAF YNPC 200130Z 200312 16004MPS 9000 BKN020 ВЕСМG 0б08 SCT0l5CB BKN020 TEMPO 0812 18009G14MPS 1000 TSRA SCT010CB BKN020 FM1200 15004MPS 9999 BKN020 BKN100
Содержание прогноза:
Прогноз по аэродрому Санкт-Петербург составлен 20 числа месяца в 01 час 30 мин МСВ на период с 03 до 12; направление ветра у земли 160 градусов, скорость 4 м/с, видимость 9 км, значительная облачность на высоте 600 м, в период 06 до 08 рассеянная кучево-дождевая облачность на высоте 450 ми значительная облачность на высоте 600 м; временами с 08 до 12 направление приземного ветра 180 градусов 9 м/с с порывами до 14 м/с, видимость 1000 м, умеренная гроза с дождем, рассеянная кучево-дождевая облачность на высоте 300 м и значительная облачность на высоте 600 м. С 12 МСВ направление приземного ветра 150 градусов, скорость 4 м/с, видимость 10 км, значительная облачность на высоте 600 м и 3000м.
6.2.11. Прогнозы погоды по аэродрому, составленные в кодовой форме ТАF, должны содержать всю информацию, предусмотренную для передачи данным кодом, за исключением групп, не подлежащих обязательному включению (температура, обледенение, турбулентность), их следует использовать в соответствие с региональным соглашением или по соглашению между соответствующими полномочными метеорологическими органами.
6.2.12. Когда необходимо указать изменение какого-либо явления или элемента погоды, приведенных в п.6.2.1., в соответствий с критериями в п.6.2.5, используются указатели изменения "ВЕСМG" или “ТEMPO” после которых указывается период времени, в течение которого эти изменения ожидаются. Начало и окончание периода времени указывается в целых часах МСВ, например, “BECMG 06/08” (в кодовой форме TAF) или "BBCMG 06/08" (в открытом тексте с сокращениями). После указателя изменения следует включать только те явления или элементы погоды, значительное изменение которых ожидается. Однако в случае значительных изменений облачности следует указывать все группы облаков, включая и те слои облачности, изменение которых не ожидается.
6.2.13. Указатель изменения “BECMG” применяется когда изменение элемента или явления погоды будет происходить с постоянной или переменной скоростью и в течении указанного периода времени. Период времени, как правило, не должен превышать 2 часов, и в отдельных случаях не более 4 часов.
6.2.14. Указатель изменения "TEMPO" применяется когда ожидаются частые или не частые временные изменения элементов или явлений погоды, которые достигают иди превышают установленные пороговые значения и в каждом отдельном случае продолжаются менее одного часа, а в целом - менее половины периода прогноза, в течение которого ожидаются изменения:
например, "TEMPO 1216" (в кодовой форме ТАF) или "TEMPO 12/ 16" (в открытом тексте с сокращениями). Если ожидается, что продолжительность временных изменений составит 1 час и более, то применяется группа изменений "ВЕСMG" или период действия следует разбить на самостоятельные периоды в соответствии с пунктом 6.2.15.
6.2.15. При необходимости сообщения в сводке ТАF вероятности альтернативных значений прогнозируемых элементов или явлений погоды используется сокращение "PROB" (probability - вероятность) с указанием вероятности в десятках процентов и периода времени, в течение которого ожидаются альтернативные значения. Информация о вероятности включается после прогнозируемых элементов, например, " 1500 PROB30 1214 0800 FG" (в кодовой форме ТАF) или "vis 1500m PROB30 12/14 800 m FG" (в открытом тексте с сокращениями). При необходимости, следует сообщить: вероятность прогноза временных изменений метеорологических условий, используя сокращение "PROB" с указанием после него вероятное ТМ в десятках процентов, второе указывается перед указателем изменения - "TEMPO" и соответствующей группой времени, например, "PROB40 TEMPO 1518(в кодовой форме TAF)и “PROB40 TEMPO 15/18”(в открытом тексте с сокращениями). Вероятность менее 30% считается незначительной и не применяется, вероятность 50% и более не считается вероятностью и вместо нее следует применить указатели изменения "BECMG" или "TEMPO", или разбить период действия прогноза с использованием сокращения "FM” (от) применяется с указателем изменения "BECMG" и индексом времени “FМ”.
6.2.16 Когда прогноз погоды необходимо разбить на самостоятельные периоды - используется сокращение “FM”(“from” - “от”), после которого следует четырехцифровая группа времени в целых часах и минутах МСВ, указывающая срок ожидаемого изменения, например, "FM 1800" (как в кодовой форме ТАF, так и в открытом тексте с сокращениями). Период прогноза, следующий за сокращением "FM", является самостоятельным и указанные после него метеорологические условия отменяют все прогнозируемые метеоусловия, предшествующее "FM".
6.2.17. В прогнозе погоды по аэродрому указывается среднее направление ожидаемого приземного ветра с округлением до ближайшего десятка градусов. Направлениям ветра менее 100° должен предшествовать 0 (например, при 70 градусах ddd=070). Северное направление кодируется d=360°, а штиль d=000. Когда не представляется возможным спрогнозировать преобладающее направление приземного ветра вследствие ожидаемой его изменчивости в условиях слабого ветра (2 м/с и менее) или во время гроз, прогнозируемое направление ветра указывается с помощью сокращения "VRB", а если ожидается штиль, то используется сокращение "CALM".
6.2.18. Прогноз видимости менее 500 м выражается в величинах кратных 50 м, например, "0350", видимость 500 м и более, но менее 5 км - в величинах кратных 100 м (округляется до ближайших 100 м), а видимость от 5000 м до 10 км в величинах кратных 1000 м (округляется до ближайших 1000 м). При видимости 10 км и более - указывается "9999", за исключением случаев, когда прогнозируется "CAVOK". Сокращение "CAVOK" используется при видимости 10 км и более, отсутствие облаков ниже 1500 м или ниже верхнего предела минимальной высоты в секторе (в зависимости, что больше) и кучево-дождевых облаков, грозы, пыльной/песчаной бури, приземного тумана, пыльной/песчаной или снежной поземки. Когда ожидается разная видимость по различным направлениям, в прогнозе дается минимальная видимость.
6.2.19. В прогноз погоды по аэродрому включаются следующие ожидаемые явления погоды, их характеристики и, при необходимости, интенсивность:
- замерзающий (переохлажденный) туман;
- замерзающие (переохлажденные) осадки (гололед);
- умеренные (видимость 1-2 км) или сильные (видимость менее 1000м) осадки (включая ливни);
- пыльный, песчаный или снежный поземок;
- низовая метель, песчаная низовая метель, общая метель;
- пыльная буря;
- песчаная буря;
- гроза (с осадками или без осадков);
- шквал;
- воронкообразное облако (торнадо или смерч);
- другие метеорологические явления, указанные в пункте 4.9.1, которые приведут к значительному изменению видимости. Умеренную грозу с дождем следует указать как "BECMG 1215TSRA" (в кодовой форме) или BECMG 12/15 MOD TSRA в открытом тексте с сокращениями). Ожидаемое прекращение явлений погоды указывается с помощью сокращения NSW, например, BECMG 1314 NSW (в период с 13 до 14 ожидается прекращение явлений погоды).
6.2.20. В прогнозе количество облачности указывается сокращениями: FEW (незначительная 1-2/8), SCT (рассеянная 3-4/ 8), BKN (значительная 5-7/8), OVC (сплошная 8/8). Если ожидается отсутствие облаков, а сокращение CAVOK не применимо, то используется сокращение SKC (небо безоблачное - ясно). Когда ожидается облачность и ее спрогнозировать невозможно, но имеются данные о вертикальной видимости на аэродроме, то в прогнозе указывается вертикальная видимость (VER VIS в открытом тексте с сокращениями) с последующим указанием прогнозируемого значения. Когда прогнозируется несколько слоев облачности, ее количество и высота нижней границы указываются в следующем порядке:
а) самый нижний слой облаков, независимо от ее количества:
NsNsNs = FEW" SCT, или BKN иди OVC;
б) следующий более высокий слой, количество облаков в котором более 2/8 акт. NsNsNs=SCT или BKN, или OVC;
в) следующий более высокий слой, количество облаков в котором более 4 окт. NsNsNs=BKN или OVC;
г) кучево-дождевые облака (Св), если о них не было сообщено ни в одной из первых трех групп.
Форма облаков в прогнозе погоды по аэродрому, кроме кучево-дождевых, не указывается. Когда ожидается кучево-дождевая облачность, к группе NsNsNshshsbs без интервала прибавляется СЬ.
В прогнозе указывается высота облачности, имеющая существенное значение для производства полетов. При отсутствии СЬ, облачности ниже 1500 м или ниже верхнего предела минимального для данного аэродрома (сектора) в зависимости от того, что больше и, если CAVOK и SKC не применимы, используется сокращение NSC (отсутствие существенной облачности).
6.2.21. Прогноз погоды по аэродрому для передачи открытым текстом с сокращениями обозначается сокращением FCST, а корректив к нему AMD FCST. Период действия AMD FCST указывается в группе времени и распространяется на весь оставшийся период действия первоначального прогноза.
Например, период действия с 12.30 до 21.00 МСВ03 числа - указывается в открытом тексте с сокращениями "031236/21 " МСВ.
6.2.22. Последовательность метеоэлементов, терминология единицы измерения и шкалы, используемые в прогнозах погоды по аэродрому для передачи информации открытым текстом с сокращениями, должны быть аналогичны соответствующим компонентам сводок, составленных в кодовой форме ТАF.
а) Пример прогноза по аэродрому
TAFYYEE 160430Z 160615 13005MPS 9000 BKN020 BECMG 0810 SCT015CB BKN020 TFMPO 1014 17008G12MPS 1000 TSRA SCT10CB BKN020 FM1400 15004MPS 9999 BKN20BKN100
б) Прогноз по аэродрому для передачи открытым текстом с сокращениями
FCST YYEE 160430Z 160605 43Q/05MPS VIS 9 KM ВКК*609 М BECMG 08/10 SCT CB450MBKN 600 М TEMPO 10/14 170/08MPS МАХ 12 VIS 1000 MOD TSRA SCT СВ 300 М BKN 600 М FM1400 150/(MMPSiOKMBKN600MBKN3000M
Содержание прогноза
а) Прогноз по аэродрому Шереметьево, составленный в 04.30 МСВ 16 числа месяца на период с 06.00 до 15.00 направление приземного ветра 130 градусов, скорость 5 м/с, видимость 9 км, значительная облачность на высоте 600 м; в период с 08.00 до 10.00 рассеянные кучево-дождевые облака на высоте 450 м и значительная облачность на высоте 600 м; временами в период с 10.00 до 14.00 направление приземного ветра 170 градусов, скорость 8 м/с с порывами до 12 м/с, видимость 1000 м при умеренной грозе с дождем, рассеянная кучево-дождевая облачность на высоте, 300 м и значительная облачность на высоте 600 м; с 14.00 направление приземного ветра 150 градусов, скорость 4 м/с, видимость 10 км и более; особые явления отсутствуют, значительная облачность на высоте 600 м и 3000 м.
6.3. Прогнозы погоды для посадки
6.3.1. Прогнозы погоды для посадки предназначены для экипажей воздушных судов, следующих на аэродром и находящихся от него в пределах 1 часа полетного времени. Прогноз для посадки составляется аэродромным метеорологическим органом с синоптической частью ежечасно, а также по запросам диспетчеров и экипажей воздушных судов на период 2 часа.
6.3.2. Прогнозы для посадки, по согласованию с эксплуатантом, составляются либо в виде самостоятельного, либо в виде прогноза типа "тренд".
6.3.3. Самостоятельный прогноз погоды "на посадку" состоит из краткого изложения ожидаемых метеорологических условий в районе соответствующего аэродрома и содержит сведения о следующих элементах и явлениях погоды: приземном ветре, видимости, облачности и всех опасных для авиации явлений погоды. Период действия самостоятельного прогноза для посадки - 2 часа, начиная с момента составления.
6.3.4. Прогноз погоды для посадки типа "тренд" состоит из регулярной, специальной или выборочной сводки по аэродрому, дополненной прогнозом изменений в соответствии с критериями, которые определяются по согласованию между соответствующим метеорологическим органом и пользователем (УВД). В прогнозе типа "тренд" указываются значительные изменения одного или нескольких следующих элементов: приземного ветра, видимости, облачности и явлений погоды. Отсутствие изменений указывается кодовым словом “NOSIG” (без существенных изменений) (как в кодовой форме METAR, так и в открытом тексте с сообщениями).
6.3.5 Изменения других элементов или их сочетаний включаются в прогноз типа “тренд” по согласованию между метеорологическим органом и соответствующим пользователем.
В трендовой части прогноза для посадки типа “тренд” указываются изменения приземного ветра, сопровождающиеся:
а) изменением среднего направления ветра на 60° или более при средней скорости ветра до и/или после изменения на 5 м/с или более;
б) изменением средней скорости ветра на 5 м/с или более;
в) изменениями ветра, превышающими важные в эксплуатационном отношении значения, которые:
- потребуют смены используемой ВПП и
- свидетельствуют о том, что изменения попутного и бокового составляющих на ВПП превысят предельные значения;
- свидетельствуют о том, что направление ветра изменится с переменного на среднее направление или со среднего направления на переменное.
В трендовой части также указываются начало, прекращение или изменение интенсивности явлений погоды или их сочетаний:
- замерзающие (переохлажденные) осадки;
- замерзающий (переохлажденный) туман;
- умеренные или сильные осадки (включая ливни);
- пыльный, песчаный или снежный низовой поземок;
- пыльная низовая метель, песчаная низовая метель или общая метель;
- пыльная или песчаная буря;
- гроза (с осадками или без осадков);
- шквалы;
- воронкообразное облако (торнадо или смерч);
- другие явления, указанные в пункте 4.9.1, если только ожидается, что они приведут к значительному изменению видимости, например: TEMPO FM0300 TL 04330 FZRA (в период 03.00-04.30 МСВ временами умеренный переохлажденный дождь).
6.3.6. В тех случаях, когда ожидается, что видимость достигнет или превысит величины 150, 350, 600, 800, 1500 или 3000 м в трендовой части указывается такое изменение, когда значительное число полетов выполняется по правилам визуальных полетов в прогнозе может указываться изменение, когда видимость достигаем или превышает 5000 м.
Например, временное уменьшение видимости в течение периода прогноза до 650м округляется в меньшую сторону до 600м
“TEMPO 0600” или “TEMPO VIS 600 м”.
Когда высота нижней границы облаков BKN или OVC составляет менее 450 м, а также когда ожидается, что она уменьшится ниже или увеличится выше этой отметки. В трендовой части прогноза для посадки указываются изменения, величина которых достигнет или превысит 30, 60, 150, 300 или 450 и, а также указываются изменения количества облаков в большую сторону от SKC, FEW или SCT. Например, "BECMG AT 1130 OVC 010" (быстрое увеличение облаков от SCT до OVC).
Если небо затуманивается (задымляется), но имеются данные наблюдений вертикальной видимости на аэродроме, в трендовой части прогноза для посадки указываются изменения вертикальной видимости, величина которых достигает и превышает одно из следующих значений: 30, 60, 150 или 300 м.
6.3.7 Когда ожидается изменение элементов прогноза погоды типа "тренд" началом является указатель изменения:
"BECMG" или "TEMPO". Ожидаемое прекращение явления указывается как "NSW". Например: BECMG AT 0500 NSW (ожидается прекращение явления в 05,00 МСВ).
6.3.8. Указатель изменения "BECMG" применяется когда ожидается, что прогнозируемые изменения метеорологических элементов достигнут или превысят установленные значения с постоянной или переменной скоростью. Период и срок, в течение которого ожидается изменение, указывается сокращением "FM" (от) "TL" (до) или "AT" (на), после чего следует группа времени в часах и минутах. Когда прогнозируется, что изменение начнется и завершится в течение периода действия прогноза типа "тренд" - используются сокращения "FM" и "TL" с соответствующими группами времени, например, для периода прогноза от 10.00 до 12.00 - "BECMG FMH980 TL1130" (как в кодовой форме, так и в открытом тексте с сокращениями). Когда прогнозируется, что изменение начнется вначале периода прогноза типа "тренд", но завершится до истечения этого периода - сокращение "FM" с группой времени опускается, а используется только сокращение "TL" с группой времени, например, "BECMG FM 1100" (как в кодовой форме, так и в открытом тексте с сокращениями). Когда прогнозируется, что изменение начнется в течение периода прогноза типа "тренд" и завершится в конце этого периода - сокращение "TL" опускается и используется только сокращение "FM" с группой времени, например, "BECMG FM1100" (как в кодовой форме, таки в открытом тексте с сокращениями). Если прогнози… Продолжение »