6.3.9. Указатель изменения "TEMPO" используется для описания прогнозируемых временных изменений метеорологических условий, которые достигнут или превысят установленные значения, и в каждом отдельном случае будут продолжительностью менее 1 часа, а в целом менее половины периода, в течение которого ожидается изменение. Период указывается сокращениями "FM" и/или "TL*" после каждого из которых следует группа времени в часах и минутах. В случаях, когда прогнозируется, что временные изменения элементов начнутся и закончатся в течение периода прогноза типа "тренд", указывается начало и окончание временных изменений с использованием сокращений "FM" и "TL" с группами времени, например, с 10.30 до 11.30 как "TEMPO FM1030 TL1130" (как в кодовой форме, так и в открытом тексте с сокращениями). Когда период временных изменений начнется в начале периода прогноза типа "тренд", но завершится до истечения этого периода, сокращение "FM" - опускается, а используется только сокращение "TL" с группой времени, например, "TEMPO TL1130" (как в кодовой форме, так и в открытом тексте с сокращениями). Если прогнозируется, что период временных изменений начнется в течение периода прогноза типа "тренд" и завершится в конце этого периода, сокращение "TL" опускается, а используется только сокращение "FM" с группой времени, например, "TEMPO FM1030" (как в кодовой форме, так и в открытом тесте с сокращениями). Когда прогнозируется, что период временных изменений начнется в начале периода прогноза типа "тренд” и завершится к концу этого периода оба сокращения "РМ" и "TL" с соответствующими группами времени опускаются и применяется только указатель изменения "TEMPO".
6.3.10. Указатель "PROB" в прогнозах погоды для посадки типа "тренд” не используется.
6.3.11 . Порядок элементов погоды, терминология, единицы измерения и шкалы, используемые в прогнозе погоды для посадки типа "Тренд", аналогичны компонентам сводки, к которой он прилагается
6.4. Прогнозы погоды по маршруту и району полетов
6.4.1. Прогнозы по маршрутам и районам полетов включают информацию о ветре и температуре воздуха на высотах, особых явлениях погоды и облачности, а также о других элементах в зависимости от характера полетов и видов выполняемых авиационных работ.
6.4.2. К особым явлениям погоды относятся грозы, шквалы, умеренная или сильная турбулентность, обледенение, град, пыльная или песчаная буря, переохлажденные осадки (гололед), туман, осадки, а также другие явления, ухудшающие видимость до значений менее 5 км (для горных районов 10 км).
6.4.3. Основной формой предоставления прогнозов по маршрутам и районам полетов по ППП являются прогностические карты особых явлений погоды и карты ветра и температуры воздуха на высотах, выпускаемые РЦЗП Москва, ГДМЦ и ЗАМЦ, а для полетов по ПВП - прогнозы в форме таблиц, открытого текста иди карт АКП (нижний уровень).
6.4.4. В тех случаях; когда прогнозы для необходимых уровней и маршрутов полетов не могут быть обеспечены в форме карт, аэродромный метеорологический орган предоставляет их потребителям в форме открытого текста и/или таблицы.
ПРИМЕЧАНИЕ. Инструктивный материал по подготовке прогнозов по маршрутам и районам полетов в форме карт, открытого текста и таблиц содержится в разделе 8.3 и Приложении А.
6.4.5. При необходимости передачи прогнозов по маршрутам и районам полетов в другие аэропорты или на борт воздушных судов используется сокращенный открытый текст, в который включаются следующие данные:
а) вид прогноза (по маршруту или району);
б) маршрут (район) полета;
в) срок действия прогноза (от - до);
г) краткая характеристика синоптической обстановки;
д) ветер и температура воздуха у поверхности земли(только для районов АХР) и на высотах;
е) видимость у поверхности земли и явления, ее ухудшающие;
ж) особые условия погоды и облачность;
з) высота уровня 0°С;
и) минимальное давление по маршруту (району) полета, приведенное к уровню моря;
к) высота тропопаузы;
л) при наличии, струйного течения - высота оси струи, направление и скорость максимального ветра, при этом данные, перечисленные в п.п. е,з,и, включаются только в прогнозы для полетов по ПВП, а данные, перечисленные в п.п. к и л - для полетов по ППП, когда ожидается, что полет будет проходить вблизи или выше зоны тропопаузы и/или оси струйного течения.
6.4.6. Для описания изменений условий по месту и времени в прогнозах в форме открытого текста используются термины: "в период от... до...", "на участке от... до...", "местами" (с уточнением участков маршрута или района, "временами (кратковременно) в осадках", "в низинах", "в долинах рек", "над озерами", "над склонами" и др. Термин "CAVOK" в вышеуказанных прогнозах применять не следует.
6.4.7. Коррективы к прогнозам по маршрутам и районам полетов составляются метеорологическими органами в тех случаях, когда ожидаются следующие изменения:
а) ветер на высотах изменится по направлению на 30’ или более, если до или после изменения скорость ветра составляет 60 км/ч или более; скорость ветра изменится на 40 км/ч или более;
б) температура воздуха на высотах изменится на 5°С и более;
в) ожидается возникновение зон турбулентности или обледенения, которые не были предусмотрены в ранее данном прогнозе, или ожидается, что интенсивность указанных явлений возрастет или уменьшится;
г) ожидается возникновение или прекращение других особых явлений;
д) ожидается понижение (повышение) высоты облаков и/или видимости до значений ниже (выше) минимумов, установленных доя полетов по ПВП.
6.4.8. Для маршрутов, полеты по которым не обеспечиваются автоматизированными штурманскими расчетами, составляются отдельные 12-часовые прогнозы ветра и температуры воздуха на высотах для необходимых изобарических поверхностей, которые обновляются каждые 6 часов.
6.4.9. Прогнозы по маршруту (району) и коррективы к ним (АМД-КОР), распространяемые в другие аэропорты, передаются открытым текстом с принятыми сокращениями. Терминология, единицы измерения и порядок следования метеоэлементов должны быть аналогичными соответствующим компонентам сводок и прогнозов по данному аэродрому.
В качестве опознавательных индексов прогнозов следует использовать термины: "ROUTE FCST" - "прогноз МРШТ", "AREA" FCST"- "прогноз району".
Методика оценки оправдываемости прогнозов представлена в Приложении Е.
Глава 7. ИНФОРМАЦИЯ SIGMET, AIRMET. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
ПО АЭРОДРОМУ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О СДВИГЕ ВЕТРА
7.1. Информация SIGMET
Информация SIGMET выпускается органом метеорологического слежения и является кратким описанием открытым текстом с принятыми сокращениями фактических (OBS) и/или ожидаемых (FCST) опасных для авиации явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полета, а также предполагаемое развитие их во времени и пространстве. Информация дается по одному из нижеприведенных явлений:
а) на дозвуковых скоростях:
- гроза скрытая OBSC TS
- в облачности EMBD TS
- частые грозы FRQ TS
- линия шквала SQL TS
- скрытая гроза с сильным градом OBSC TS HVYGR
- в облачности с сильным градом EMBD TS HVYGR
- частые грозы с сильным градом FRQ TS HVYGR
- линия шквала с сильным градом SQL TS HVYGR
- тропический циклон со средней ТС (+ название циклона)
за 10 минут скоростью приземного
ветра 63 км/ч или более
- сильная турбулентность SEV TURB
- сильное обледенение SEV ICE
- сильное обледенение, вызванное
переохлажденным дождем SEV ICE (FZRA)
- сильные горные волны SEVMTW
- сильная пыльная буря HVYDS
- сильная песчаная буря HVYSS
- вулканический пепел VA (+ название вулкана)
б) на околозвуковой и сверхзвуковой скорости:
ТУРБУЛЕНТНОСТЬ
- умеренная MOD TURB
- сильная SEV TURB
КУЧЕВО-ДОЖДЕВЫЕ ОБЛАКА
- изолированные ISOL CB
- рассеянные, разбросанные SCT CB
- значительные BKN CB
град GR
вулканический пепел VA (+ название вулкана)
В сообщение SIGMET не следует включать дополнительный описательный материал. В сообщениях, касающихся гроз или тропического циклона, не упоминаются связанные с ними турбулентность и обледенение (любой интенсивности), но указывается наличие или прогноз сильного града с грозой.
Сообщение SIGMET следует выпускать не ранее, чем за 6 часов, а желательно не ранее, чем за 4 часа до начала периода действия.
Сообщения SIGMET, касающиеся облака вулканического пепла или тропического циклона, которые возможно затронут район полетной информации, следует выпускать максимум за 12 часов до начала срока действия, или, как только это становится возможным, если заблаговременное предупреждение отсутствует. Уточняется такой SIGMET по крайней мере каждые 6 часов.
Время в сообщении SIGMET указывается МСВ. SIGMET аннулируется, когда явление более не наблюдается и не прогнозируется.
Сообщения следует направлять органам метеорологического слежения, ВЦЗП и, по необходимости, РЦЗП, а также другим метеорологическим органам в соответствии с региональным аэронавигационным соглашением.
7.2. Формат сообщения SIGMET
Заголовок:
- Индекс органа воздушного движения, обслуживающего район полетной информации или диспетчерский район, к которому относится сообщение, например, "UUSS";
- Условное обозначение сообщения и порядковый номер, считая с 00.01 текущего дня, например, "SIGMET 5" (для сверхзвуковых самолетов - "SIGMET SST 2"). Для SIGMET и SIGMET SST отдельные серии порядковых номеров;
- Группа дата-время, указывающая период действия, не превышающий шесть часов, но желательно не более четырех, например, "valid 221500/222100";
- Индекс органа метеорологического слежения, подготовившего сообщение. Заканчивается заголовок дефисом, например, "UUAV";
Текст:
- Название района полетной информации или диспетчерского района, для которого составляется сообщение SIGMET, например, "Moscow fir";
- Явление и описание явления, обусловившее составление сообщения, например, "FRQ TS";
- Является информация фактической, используя сокращения "OBS" и, в случае необходимости, - время наблюдения, или прогностической, используя сокращение "FCST";
- Местоположение явления (с указанием, по возможности, широты и долготы и/или известных пунктов или географических названий) и эшелон, например, "FL390 S of 54 deg N";
- Смещение или ожидаемое смещение в км/ч, например, "MOVE 40 KMH";
- Изменение интенсивности, например, "INTSF,WKN,NC" (усиление интенсивности, ослабление, без изменений);
- Следующая строка - ориентировочный прогноз данных на срок, превышающий период действия о траектории облака вулканического пепла или местоположении центра тропического циклона, основывается, по возможности, на консультативной информации, представляемой метеорологическими центрами, предусмотренными в региональном аэронавигационном соглашении.
UUSS SIGMET 4 VALID 221500/221900 UUAV-SLAVNU ПК.ТШВ OBSAT1210UUBEPL250MOVE50KMHINTSF
- Четвертое сообщение SIGMET для района полетной информации Славный (Индекс органа ОВД "UUSS"), выпущенное органом метеорологического слежения аэропорта Альфа (UUAV) сроком с 15.00 до 19.00 МСВ 22 числа данного месяца - в 12.10 МСВ наблюдалась сильная турбулентность над аэродромом Браво (UUBE), эшелон 250, смещение восток, скорость 50 км ч, интенсивность возрастает.
UUSS SIGMET 2 VALID 212200/220400 UUAV-SLAVNIJ FIR LARGE ASH CLOUD EXTENDING TOAPPROX 10 KM OBS 21.3N 64.5W AT 22.00 UTC MOV NW
- Второе сообщение SIGMET для района полетной информации Славный (Индекс органа ОВД ’’UUSS"), выпущенное органом метеорологического слежения аэропорта Альфа (UUAV) сроком с 22.00 до 04.00 МСВ 21/22 числа данного месяца; - в 22.00 МСВ наблюдалось облако вулканического пепла, координаты 21 градус 3 минуты северной широты и 64 градуса 5 минут западной долготы, достигающее высоты примерно 10 км, смещение северо-запад.
UUSS SIGMET I VALID 251600/252200 UUAV-SLAVNIJ FIR TC GLORIA OBS 27.1N 73.1W AT 1600 UTC FRQ TS TOPS FL500 WI 150NM OF CENTRE MOV NW 10KMH NC OTLK TC CENTRE 260400 28.5N 74.5W 261000 31.ON 760W
- Первое сообщение SIGMET для района полетной информации Славный (Индекс органа ОВД "UUSS"), выпущенное органом метеорологического слежения аэропорта Альфа (UUAV) сроком с 16.00 до 22.00 МСВ 25 числа данного месяца; - в 16.00 МСВ наблюдался тропический циклон Глория, координаты 27 градусов 1 минута северной широты 73 градуса 1 минута западной долготы, частые грозы с верхней границей 15 км (эшелон 500) на расстоянии 270 км (150 морских миль) от центра, смещение северо-запад 10кмч, интенсивность без изменения.
- Ориентировочный прогноз - на 04.00 МСВ 26 числа данного месяца координаты центра тропического циклона 28 градусов 5 минут северной широты 74 градуса 5 минут западной долготы; на 10.00 МСВ 26 числа прогнозируется координаты 31 градус северной широты 76 градусов западной долготы.
UUSS SIGMET 2 VALID 101200/101600 UUAV-SLAVNIJ FIR CNL 101345-
- SIGMET для района полетной информации Славный (Индекс органа ОВД "UUSS"), выпущенный органом метеорологического слежения аэропорта Альфа (UUAV) сроком с 12.00 до 16.00 МСВ 10 числа данного месяца аннулируется в 13.45 МСВ 10 числа данного месяца.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Скрытая (OBSC) подразумевает, что гроза (включая, в случае необходимости, кучево-дождевую облачность, не сопровождающуюся грозой) скрыта мглой или дымом, или не просматривается из-за темноты.
2. Маскированная (EMBD) подразумевает, что гроза (включая кучево-дождевую облачность, не сопровождающуюся грозой) маскирована слоями облачности и не может быть распознана.
3. Частые (FRQ) подразумевает район гроз, в пределах которого нет промежутков или промежутки незначительные.
4. Линия шквала (SQL) подразумевает узкую зону гроз с небольшими разрывами облачности или без разрывов.
5. Сильный град (HVYGR) используется в случае необходимости как дополнительное описание грозы.
6. Сильная турбулентность (SEV TURB) подразумевает только турбулентность нижнего уровня, связанную с сильным приземным ветром, роторным течением или турбулентностью в облачности или ясном небе (CAT) вблизи струйного течения, и не должна упоминаться в случае турбулентности в конвективной облачности.
7. Сильное обледенение (SEV ICE) относится к сильному обледенению в облачности, исключая конвективную.
8. Замерзающий (переохлажденный) дождь относится к условиям сильного обледенения, вызываемого переохлажденным дождем.
9. Использование кучево-дождевой формы СВ ограничено SIGMET нa околозвуковой и сверхзвуковой скорости.
7.3. Информация AIRMET.
7.3.1. Информация AIRMET выпускается органом метеорологического слежения по согласованию с эксплуатантом. Информация AIRMET представляет собой краткое описание открытым текстом с сокращениями фактических и/или ожидаемых определенных явлений погоды по маршруту полета ниже 3000 м, которые не были включены в зональный прогноз для полетов на малых высотах, которые могут повлиять на безопасность полетов на малых высотах, а также эволюции этих явлений во времени и пространстве. Эта информация указывается с использованием соответственно одного из нижеследующих сокращений:
на крейсерских эшелонах ниже эшелона полета 100:
скорость приземного ветра
- средняя скорость приземного ветра на обширном пространстве свыше 60 км/ч (30 узлов) - WDSPR SFC WSPD ABV60KMH
ограниченная видимость
- видимость на обширном пространстве менее 5 км - WDSPR VIS BLW 5000 М
низкая облачность
- разорванная (значительная) или сплошная облачность на обширном пространстве ниже 300 м над уровнем земли - CLD BLW 300 м WDSPR BKN/OVC
грозы
- изолированные грозы без града - ISOL TS
- случайные грозы без града - OCNL TS
- изолированные грозы с градом - ISOL TSGR
- случайные грозы с градом закрытие гор - OCNL TSGR
- закрытие горы - MT OBSC
турбулентность
- умеренная турбулентность - MOD TURB
обледенение
- умеренное обледенение - MOD ICE
горная волна
- умеренная горная волна - MODMTW
7.3.2. Информация AIRMET не содержит излишний описательный материал. В описание явлений погоды, в отношении которых выпускается сообщение AIRMET, не включается никакой дополнительный описательный материал, помимо указанного в пункте 7.3.1. В информации AIRMET, касающейся гроз, не упоминаются связанные с ними турбулентность и обледенение. Однако указывается наличие града с грозой.
ПРИМЕЧАНИЕ. Требования к информации SIGMET, которая также имеет отношение к полетам на малых высотах, содержится в пункте 7.1.
7.3.3. Информация AIRMET аннулируется тогда, когда явления более не наблюдаются или когда не ожидается, что они возникнут в данном районе.
7.3.4. При необходимости сообщение AIRMET содержит следующую информацию, расположенную в указанном порядке:
а) указатель местоположения органа ОВД, обслуживающего район полетной информации или диспетчерский район, к которому относится сообщение AIRMET; например, "YUCC";
б) условное обозначение сообщения и порядковый номер;
например, "AIRMET 2";
в) группы "дата-время", указывающие период действия в МСВ; например, "VALID 221215/221600";
г) указатель местоположения органа метеорологического слежения, подготовившего сообщение, за которым следует дефис дли разделения преамбулы и текста; например, "YUDO";
д) на следующей строке - название района полетной информации или его субрайона, для которого выпускается сообщение AIRMET.; например, "AMSWELL FIR";
е) явление и описание явления, обусловившего выпуск сообщения AIRMET, в соответствии с перечнем, приведенным в пункте 7.3.1; например, "MOD MTW";
ж) указание о том, является ли информация фактической, используя сокращение "OBS" и по необходимости время наблюдения в МСВ, или прогностической, используя сокращение "FCST";
з) местоположение (с указанием во возможности широты и долготы и/или хорошо известных в международном плане пунктов или географических названий) и эшелон; например, "ОВС 48 DEG EATFL080";
и) перемещение или ожидаемое перемещение, выраженное в километрах в час или в узлах; например, "STNR";
к) изменение интенсивности, используя сокращения "INTSF", "WKN" или "NC".
7.3.5. Сообщения AIRMET составляются открытым текстом с сокращениями, при этом используются принятые в ИКАО сокращения и численные величины.
7.3.6. Порядковый номер, о котором говорится в пункте 7.3.4 б), отражает количество сообщений - AIRMET, выпущенных 00.01 МСВ текущего дня по району полетной информации.
РЕКОМЕНДАЦИЯ. Период действия сообщения AIRMET не должен превышать 6 часов; желательно, чтобы он не превышал 4 часов. Период действия следует указывать с помощью термина “VALID” после чего следуют группы "дата-время", указывающие шестью цифрами начало и конец периода действия, разделенные знаком ”/” например, период действия с 12.15 MCS 22 числа текущего месяца должен указываться как "VALID 221215/2216W".
РЕКОМЕНДАЦИЯ. Сообщения AIRMET следует направлять органам метеорологического слежения соседних районов полетной информации и другим метеорологическим органам в соответствии с договоренностью между соответствующими метеорологическими полномочными органами.
ОБРАЗЕЦ СООБЩЕНИЯ AIRMET
VVEE AIRMET 2 VALID 221215/221600 VVWW SHEREMETJEVO FIR MOD TURB OBS AT120548 DEG N 10 DEG EAT FL 080 NC
Содержание: Второе по счету сообщение AIRMET, выпущенное для района полетной информации Шереметьево (VVEE условное название) органом метеорологического слежения аэропорта Внуково (VVWW) после 00.01 МСВ, с 12.15 до 16.00 МСВ 22 числа; в 12.05 МСВ наблюдалась умеренная турбулентность в пункте 48° с.ш. и 10° в.д. на эшелоне 080; ожидается без изменения интенсивности.
7.4. Предупреждения по аэродрому
7.4.1. В предупреждениях по аэродрому в форме открытого текста сообщается краткая информация о метеорологических условиях, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на воздушные суда на земле, аэродромное оборудование и технические средства обеспечения полетов. Предупреждения выпускаются аэродромным метеорологическим органом и передаются в службы аэропорта в соответствии с Инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на данном аэродроме.
7.4.2. Предупреждения по аэродрому выпускаются в связи с фактическим или ожидаемым возникновением одного или нескольких нижеследующих явлений и условий:
- тропического циклона;
- грозы;
- града;
- снегопада с продолжительностью более 2 часов;
- замерзающих (переохлажденных) осадков (гололедица):
- шквала, смерча;
- песчаной или пыльной бури;
- ветра со скоростью 15 м/с и более (с учетом порывов) независимо от направления;
- понижения температуры до -30°С и ниже, ее повышения до +40°С и выше (в зависимости от региона могут устанавливаться другие критерии по соглашению между метеорологическим органом и потребителем), в зависимости от региона;
- перехода температуры через 0° к отрицательным значениям.
7.5. Предупреждения о сдвиге ветра
7.5.1. Предупреждения о сдвиге ветра включают краткую информацию о наблюдаемом или ожидаемом сдвиге ветра, который может оказать неблагоприятное воздействие на воздушное судно на траектории захода на посадку или взлета в слое от уровня ВПП до 500 м. В тех случаях, когда местные орографические условия вызывают значительный сдвиг ветра на высотах более 500 м, высоту 500 м следует считать предельной.
7.5.2. Ввиду того, что в настоящее время сдвиг ветра в зовах взлета и захода на посадку не может быть обнаружен с земли с достаточной точностью, данные о его наличии следует получать с борта воздушного судна на этапах набора высоты или захода на посадку. Кроме того, аэродромный метеорологический орган может использовать для получения данных о сдвиге ветра показания датчиков ветра, установленных на аэродромных мачтах и сооружениях на близлежащих возвышенных участках; доплеровского радиолокатора; системы датчиков приземного ветра или датчиков давления, расположенных таким образом, чтобы контролировать конкретную ВПП и соответствующие траектории захода на посадку и вылета.
7.5.3. Предупреждения о сдвиге ветра составляются открытым текстом с сокращениями и передаются диспетчером УВД.
Например:
WS WRNG SURF WIND 320/20KMH WIND AT 600 М 360/50КМН INAPCH
Предупреждение о сдвиге ветра - приземной ветер 320/20 км/ч, ветер на 600 м 360/50 км/ч при подходе.
WS WRNG SURF WIND 320/20KMH WIN" AT 60 М 360/50КМН IN CLIMB OUT
Предупреждение о сдвиге ветра - приземной ветер 320/20 км/ч, ветер на 60м 360/50 км/ч при наборе.
WS WRNG IL86 REPORTED MODWS IN APCH RWY 07 AT 1510
Предупреждение о сдвиге ветра - Ил-86 сообщает умеренный сдвиг ветра при подходе к ВПП 07 в 15.10.
7.5.4. Предупреждение об ожидаемом сдвиге ветра выпускается на основании анализа аэросиноптического материала, если синоптическая обстановка в сочетании с местными особенностями способствует возникновению умеренного, сильного, очень сильного сдвига, ветра (moderate, strong, severe). Классификация интенсивности сдвига ветра в значительной степени основывается на субъективной оценке экипажей воздушных судов. Условия сдвига ветра, как правило, связаны с одним или несколькими из следующих явлений: грозы, микропорывы и воронкообразные облака, холодные или теплые фронты, фронты морского бриза, горные волны, температурные инверсии на малых высотах.
Такое предупреждение следует передавать в форме:
Например,
WS WRNG mod (strong , sev) WS from 1800 at ADR
Предупреждение о сдвиге ветра - в районе аэродрома с 18.00 ожидается умеренный (сильный, очень сильный) сдвиг ветра.
7.5.5. Предупреждение о сдвиге ветра следует аннулировать в случаях, когда в сообщениях с бортов воздушных судов отмечается отсутствие сдвига ветра или по прошествии периода времени, длительность которого согласована метеорологической службой с соответствующим органом воздушного движения.
ГЛАВА 8. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
8.1 Общие положения
8.1.1. Экипажи воздушных судов обеспечиваются метеорологической информацией перед вылетом и во время полета.
8.1.2. Метеорологическая информация, предназначенная для экипажей воздушных судов, должна отвечать полетным требованиям в отношении времени, высоты полета и географической протяженности маршрута и должна быть достаточной для обеспечения полета до аэродрома посадки, где планируется получение новой информации. В тех случаях, когда на аэродроме первой посадки не может быть обеспечена информация для дальнейшего полета, она, по соглашению между полномочным метеорологическим органом и эксплуатантом, представляется экипажу на аэродроме вылета.
8.1.3. Обеспечение метеорологической информацией экипажей вылетающих воздушных судов производится на основании суточных планов полетов, передаваемых аэродромному метеорологическому органу эксплуатанту отдельных рейсов, не указанных в плане - на основании дополнительных заявок, подаваемых, по возможности, не позднее 3 ч от планируемого времени вылета, которые должны содержать следующие сведения:
а) планируемое время вылета;
б) планируемое время прибытия на аэродром назначения;
в) маршрут полета;
г) запасные аэродромы (на расстоянии не более 2 часов полетного времени);
д) эшелон или высота полета;
е) правила полета (по ПВП или ППП).
8.1.4. АМСГ без синоптической части (ОГ) обеспечивают экипажи воздушных судов информацией, получаемой от метеорологических органов базового и других аэродромов. На аэродромах, где отсутствует АМСГ, необходимая для обеспечения вылетов информация запрашивается у метеорологического органа базового аэродрома руководителем аэродрома вылета (посадочной площадки) или непосредственно командиром воздушного судна по имеющимся каналам связи.
8.1.5. Метеорологическая информация, предназначенная для обеспечения экипажей воздушных судов перед вылетом, включает сведения о ветре и температуре воздуха на высотах, об особых явлениях погоды по маршруту полета, метеорологические сводки, прогнозы по аэродромам вылета и посадки, запасным аэродромам, информацию SIGMET и AIRMET, донесения с борта (включая AIREP), которыми располагает метеорологический орган.
8.1.6. В зависимости от вида и продолжительности полета, метеорологическая информация предоставляется экипажам воздушных судов в форме полетной документации и/или в устной форме; эта информация помещается также на специальных витринах или стендах, устанавливаемых в помещениях, где проводятся предполетная штурманская и метеорологическая подготовка экипажей.
8.2. Обеспечение метеорологической информацией экипажей
воздушных судов в период предполетной подготовки
8.2.1. Предполетная метеорологическая подготовка экипажей воздушных судов включает получение экипажем необходимой информации о фактических и ожидаемых метеоусловиях по маршруту (району) полета и на аэродромах.
8.2.2. Для оказания помощи членам летного экипажа в подготовке к полету (БРИФИНГ) метеорологический орган осуществляет показ последней полученной информации:
а) регулярных и выборочных специальных сводок, прогнозов погоды по аэродромам;
б) предупреждений по аэродрому вылета, маршрутам и районам полетов; информации SIGMET, AIRMET;
в) донесений с борта воздушных судов;
г) текущих и прогностических карт особых явлений погоды и данными о ветре и температуре воздуха на высотах, высоте тропопаузы, струйном течении;
д) информации МРЛ;
е) информации с метеорологических спутников земли.
8.2.3. Инструктаж и/или консультации обеспечиваются аэродромным метеорологическим органом и проводятся по запросу членов экипажей воздушных судов или другого персонала, связанного с производством полетов. При консультации экипажу сообщается:
а) характеристика синоптической обстановки по маршруту (району) полета до аэродрома первой посадки или при возможности до конечного аэродрома на маршруте;
б) текущие и прогностические данные о ветре на высотах, температуре воздуха на высотах, высота тропопаузы, информация о максимальном ветре;
в) тактические и ожидаемые особые явления погоды по маршруту полета и информация о струйных течениях;
г) фактическое и ожидаемое состояние погоды на аэродроме вылета, посадки и запасных;
д) другие имеющиеся метеорологические данные по требованию экипажа.
8.2.4. При консультации для обеспечения полетов на малых высотах, в том числе по ПВП следует использовать метеорологическую информацию до уровня 700 гПа (эшелон 100), обращая особое внимание на фактическое или ожидаемое возникновение осадков, тумана и других явлений, вызывающих понижение видимости до значений менее 10 км, фактическое или ожидаемое появление облаков, которые могут повлиять на выполнение полета, а также тенденцию изменения атмосферного давления по маршруту полета и его минимальное значение.
8.2.5. При полетах продолжительностью 2 ч и менее полетная документация экипажам воздушных судов не выдается. Для полетов на малых высотах в полетную документацию следует включать информацию "AIRMET". По требованию экипажа ему выдается бланк с прогнозами погоды по аэродрому посадки и запасным; для полета продолжительностью от 2 до 5 ч такой бланк выдается в обязательном порядке для полета продолжительностью более 5 ч:
- прогнозы погоды по аэродромам вылета, посадки и запасным;
- прогноз особых явлений погоды, дополняемый в случае полета по ПВП прогнозом облачности и видимости;
- прогноз ветра и температуры воздуха на высотах.
8.2.6. После прохождения предполетной метеорологической подготовки командир воздушного судна расписывается с указанием бортового номера воздушного судна и времени на копиях бланков с прогнозами, с которыми он был ознакомлен (или которые ему были вручены в форме полетной документации).
8.2.7 При задержке вылета более чем на 20 мин от запланированного времени экипажу следует уточнить метеорологическую обстановку по маршруту полета, на аэродроме посадки и запасных.
8.3. Полетная документация
8.3.1. Информация, включаемая в полетную документацию, должна представляться в виде карт, таблиц или открытого текста с сокращениями. Прогнозы по аэродромам заносятся в документацию в кодовой форме ТАF или открытым текстом с использованием сокращений и таблиц.
Примечание: Образцы карт и форм полетной документации содержатся в приложении А к настоящему Наставлению.
8.3.2. В зависимости от протяженности маршрутов и вида полетов в документацию, в случае использования прогностических карт, включаются карты масштабов 1:30000000, 1:20000000 или 1:7500000, которые должны отвечать следующим требованиям:
а) основа карт не должна быть перегружена излишней топографической информацией, очертания основных географических ориентиров, например, береговых линий крупных рек и озер, следует изображать способом, обеспечивающим простое их распознавание;
б) основные аэродромы следует указывать в виде точки и обозначать первой буквой названия города, который обслуживается данным аэродромом;
в) географическую сетку координат следует наносить с меридианами и параллелями, изображаемыми пунктирными линиями через каждый 10" широты и долготы; точки следует располагать с интервалом в 1°;
г) значения широты и долготы следует указывать в различных точках по всей площади карт (т.е. не только на полях);
д) пояснительные надписи на картах следует делать четкими и простыми, в них указывается название регионального центра зональных прогнозов, тип карты, дата и период действия и, при необходимости, типы используемых единиц измерения.
Для удобства пользования наибольший размер карт должен быть примерно 42х30 см (стандартный размер A3), а наименьший размер - 21х30 см (размер А4). Выбор размера зависит от протяженности маршрута и от степени детализации информации.
8.3.3. В комплект карт, вручаемых экипажу воздушного судна перед вылетом, следует включать карту особых явлений погоды для соответст… Продолжение »